|
|
|
|
Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены |
Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки(уздечка) - это
перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным
пространством. В норме длина уздечки составляет 1,5 см. Но бывает так, что
подъязычная связка(уздечка) – укорочена. Проверить можно так: Если попросить
ребенка высунуть изо рта язык, то можно наблюдать раздвоение кончика языка. Язык
при короткой уздечки напоминает форму раздвоённого полукруглого лепестка, из-за
того что снизу его тянет подъязычная связка(уздечка). Ребёнку также бывает
сложно поднять язык вверх.
Короткая подъязычная связка (Уздечка языка) — врожденный дефект, заключающийся в
укорочении уздечки языка (подъязычной связки).
При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. И может являться
частой причиной нарушения произношения звуков верхнего подъема языка: Р, Л, Ш,
Ж, Щ, Ч. Короткую уздечку языка можно растянуть на необходимую длину с помощью
специальных логопедических упражнений. Если подъязычная связка очень короткая,
то на её растягивание может потребоваться приличное количество времени (до шести
месяцев).
В норме подъязычная связка выглядит так:
«Иголочка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком
положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.
«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними
зубами и губой ;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (эльвеол) за нижними резцами,
затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя
челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
«Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения
языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался,
доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы
не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу,
делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по
коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя
челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
Достать языком нос
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность
кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к
верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были
неподвижны.
Достать языком подбородок
Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им
управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к
нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были
неподвижны.
«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык
присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя
челюсть не «подсаживала» язык вверх.
«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать
подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык
присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.
Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна
половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При
повторении упражнения рот надо открывать шире.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном
положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и,
не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо
стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить,
чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не
провисал.
Так же для растягивания подъязычной связки очень
полезно облизывать блюдце с вареньем, сгущенным молоком или мёдом. Лизать
воображаемое эскимо, конфетку на палочки. Можно языком тянутся за конфеткой или
ложечкой.
Для расстегивание уздечки можно прибегнуть к массажу.
Указательным и большим пальцами рук тянуть язык за кончик вниз, затем вверх.
Указательным пальцем с силой поглаживать уздечку снизу вверх, растягивая её.
Можно свернуть жгутик из платочка и вращательными движениями поглаживать уздечку
в направлении от себя.
Учитель-логопед
МАДОУ д/с №18 "Весёлые стрижи"
Маханько Наталия Александровна.
город Домодедово