ВВЕРХ

Главная страница

Учитель логопед Маханько Н.А.

Родителям :: Упражнения для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р’

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р’.

Уклад органов артикуляции.

Для произнесения звуков р, р' необходима сложная работа всех мышц языка.

При произнесении звука р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук Р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Артикуляционная гимнастика, для выработки артикуляционного уклада звуков Р, РЬ.

Выработке необходимых движений и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1. «Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком погладить нёбо, делая движения назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы он не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем, развивать подвижность и гибкость кончика, умение им управлять.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними . Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

3. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (он присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

4. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (он присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Он будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

5. «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки прогибается книзу. Удерживая его в таком положении, сдувать ватку (пёрышко) с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка (пёрышко) летела строго вверх.

6. «Парус».

Цель: учить удерживать кончик за верхними зубами.

Губы в улыбке, рот открыт, поднять широкий язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

7. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать его в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (он присасывается) и, не опуская, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик упирается в бугорки за нижними зубами, спинка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

9. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его спинки и корня.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Рекомендации:

Каждый день выполняйте перед зеркалом;
- нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
- взрослый наблюдает за качеством и точностью выполняемых движений;
- заниматься по 3-5 минут каждый день.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому.

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Материал подготовила
Учитель - логопед
МАДОУ д/с №18 "Весёлые стрижи"
Маханько Наталия Александровна
город Домодедово

Сотрудничество Администрация сайта
© 2014-2017 «Домлого.ру»

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

џндекс.Њетрика

Яндекс цитирования ђейтинг@Mail.ru

Учитель логопед Маханько Н.А.

МЕНЮ

Родителям :: Упражнения для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р’

Комплекс упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков Р, Р’.

Уклад органов артикуляции.

Для произнесения звуков р, р' необходима сложная работа всех мышц языка.

При произнесении звука р рот открыт. Губы принимают положение в соответствии с последующим гласным звуком. Кончик и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, напряжены; кончик неплотно прилегает к верхним альвеолам и вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть спинки опущена, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Задняя часть отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос; голосовые складки сомкнуты и колеблются, производя голос. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Мягкий звук Р' отличается от твердого тем, что при его артикулировании средняя часть спинки языка поднимается к твердому нёбу, кончик находится несколько ниже, чем при произнесении р, задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед. Выдыхаемая струя воздуха проходит посередине. Струя должна быть сильной, направленной.

Артикуляционная гимнастика, для выработки артикуляционного уклада звуков Р, РЬ.

Выработке необходимых движений и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1. «Маляр».

Цель: вырабатывать движение языка вверх, его подвижность, умение управлять им.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком погладить нёбо, делая движения назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы он не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

2. «Качели»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем, развивать подвижность и гибкость кончика, умение им управлять.

Варианты:

а) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к носу и опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

б) Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней. Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

в) Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком дотронуться до бугорков за верхними резцами, затем за нижними . Следить, чтобы он не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась;

3. «Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (он присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

4. «Грибок»

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение вверх, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (он присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Он будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

5. «Фокус».

Цель: вырабатывать умение удерживать боковые края и кончик языка в поднятом состоянии, учить направлять воздушную струю по середине.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки прогибается книзу. Удерживая его в таком положении, сдувать ватку (пёрышко) с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка (пёрышко) летела строго вверх.

6. «Парус».

Цель: учить удерживать кончик за верхними зубами.

Губы в улыбке, рот открыт, поднять широкий язык за верхние передние зубы и упереть в альвеолы. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10. Затем вернуться в исходное положение, закрыть рот и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 5 – 6 раз.

7. «Гармошка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать его в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (он присасывается) и, не опуская, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

8. «Катушка».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем спинки и корня языка, их подвижность.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик упирается в бугорки за нижними зубами, спинка выгибается, язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы кончик не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

9. «Горка», «Киска сердится».

Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем его спинки и корня.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается вверх, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Рекомендации:

Каждый день выполняйте перед зеркалом;
- нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;
- взрослый наблюдает за качеством и точностью выполняемых движений;
- заниматься по 3-5 минут каждый день.

При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений, различным параметрам движений. Важно следить за чистотой выполнения движений, за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц, за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому.

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема вашего ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду. Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Материал подготовила
Учитель - логопед
МАДОУ д/с №18 "Весёлые стрижи"
Маханько Наталия Александровна
город Домодедово

Сотрудничество | Администрация сайта
© 2014-2017 « Домлого.ру»

Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены

џндекс.Њетрика

Яндекс цитирования ђейтинг@Mail.ru