|
|
|
|
Все права на все текстовые и графические материалы, размещенные на сайте, принадлежит владельцам сайта и охраняются законом об авторских правах. Копирование, воспроизведение, перепечатка или любое другое использование любых материалов, размещенных на сайте, запрещены |
Прежде чем говорить о речевом развитие ребёнка, хотелось бы отметить, что наша речь развивается не только в зависимости от умственных и психических свойств ребёнка, но и от того в какой семейной среде находится ребёнок. Поэтому у каждого ребёнка этот процесс проходит индивидуально. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию высокоразвитой речи.
И так…
С момента рождения ребёнка до 1,5-2месяцев ребёнок обращает на себя внимания плачем и криком. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта (протопатическими, т.е. врожденными чувствами). Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства.
Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление не координированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.
К 2-3-м месяцам жизни появляются
специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения,
радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного
языка. Однако можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э),
наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные
физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с
физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов
неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о
состоянии благополучия рёбёнка, которая время от времени начинает носить
выражение радости. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты
эмоционального общения со взрослыми. Дети пристально смотрят в лицо говорящего
человека.
В этот период ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать
кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает
прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания,
поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах
взрослого.
Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития
ребенка — лепет. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана
с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти
месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько
минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га”, «ба-ба-ба» и
т.д. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения.
Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые
сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок
поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: “Где баба?”, “Где мама?” и т.п.
То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с
предметом в конкретной ситуации.
Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков позднее — на 11-12 месяце. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.).
В 1-1,5 года объем словарного запаса детей составляет 30-50 слов. Этот период совпадает с новым этапом развития психомоторики. Ребенок начинает делать первые шаги, в короткое время обучается ходить. Развивается активная манипулятивная деятельность рук. В захватывании кистью предметов начинает участвовать большой палец и конечные фаланги остальных пальцев.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная
фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования
(“мама, дай”, “папа, иди”, “ пить дать” и др.). К концу второго года ребенок
произносит до 200слов.
Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи считается,
что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.
На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. Словарь ребёнка возрастает , и составляет до 1000 слов. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. В норме в 3 года, ещё не сформировались произношение некоторых шипящих звуков и сонорные звуки. Допустимо смягчение некоторых звуков. 3-х летний возраст называют возраст «почемучек». Ребенок задает вопросы «Когда?» «Почему?» «Что это?» «Зачем?» и т.д. Категорически нельзя оставлять без ответа вопросы ребенка.
Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, в речи значительно увеличивается число прилагательных. Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение.
К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е.
самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают
напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое
количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам.
Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи.
В 6 лет ребёнок владеет 14000 слов. К 6 летнему возрасту в норме ещё допустимо появление звуков сложных по артикуляции, таких как - Р, Л.
В школьный период речевого развития продолжается совершенствование связной речи. Дети сознательно усваивают грамматические правила оформления свободных
высказываний, полностью овладевают звуковым анализом и синтезом. На этом этапе
формируется письменная речь.
Таким образом, в дошкольном возрасте проходит процесс интенсивного формирования
двух основных сторон речевого процесса: психического и речедвигательного.
Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению
письмом и письменной речью.
Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствует формированию
высокоразвитой речи.
Литература:
1. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998г.
2. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.
— М.: ACT: Астрель, 2005.
3. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.
.– М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001.
4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей
– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — М., 1961.